Опубликовала часть интервью, ради которого я возвращалась этой осенью в Амстердам. OFF-TOPIC: нужен ли архитектор для экологической архитектуры? В процессе работы над одним из своих исследований, я взяла интервью у своего бывшего голландского коллеги из бюро De Architekten Cie, Ханса Хамминка. Речь шла о павильоне Circl (2017) - первом циркулярно функционирующем общественном здании в Нидерландах. В нем были использованы деревянные конструкции, которые в будущем возможно разобрать и применить в строительстве другого объекта, переработанные материалы или слегка обновленные, как например оконные рамы в интерьере. Здесь я хочу опубликовать часть интервью, где были освящены сложности, с которыми столкнулось бюро в реализации довольно специфического, даже для такой развитой страны как Нидерланды, объекта, и как эта область строительства изменилась за пять лет. Офис De Architekten Cie, NDSM, Амстердам. 25.10.19 Ханс Хамминк и Огаркова София Sofia: Изначально я намеревалась провести исследование на тему архитектуры замкнутого цикла, но вышло так, что эта тема не стала основным предметом исследования. Причина была в том, что я столкнулась с таким вопросом: необходим ли архитектор для того, чтобы создать устойчивое или циркулярно функционирующее здание? В процессе обследования Circl я не нашла большого количества архитектурных приемов, направленных на достижения этой цели. Поэтому, я хотела бы узнать у вас, какие все-таки архитектурные решения были использованы в этом объекте, связанные с формированием объема здания или внутренних пространств, направленных на решения вопроса замкнутого цикла здания? Hans: Что касается объемов – я не уверен. Но циркулярный подход, безусловно, значит много для эстетики. Во-вторых, когда ты задумываешься о фазах жизни здания ты должен понимать, что в определенных момент использование здания может измениться. Должно быть возможным легко его конвертировать. Гибкость очень важна. Правильная структура колонн, правильная сетка колонн, правильные размеры, многие функциональные вопросы очень важны. Кроме того, для гибкого использования здания важны запасы в размерах, дополнительная высота на каждом из этажей. Для этого здания фактически не существовало технического задания, у нас был карт-бланш. Поэтому мы предложили клиенту сделать этажи выше, так как в какой-то момент они пришли к нам и попросили поместить предметы искусства в павильон. У них большая коллекция крупных экспонатов – живопись, скульптура. Sofia: Правильно ли я понимаю, что подвал был построен до того, как вы перешли к философии циркулярности? Hans: Да, почти. Фаза строительства зашла уже далеко в этот момент: были забиты сваи и начат фундамент, вырыт котлован. Проект и строительство остановились, и мы должны были предложить новый проект, учитывая эти условия. Но что же значит для архитектора философия циркулярности, я думаю это ваш вопрос. Многие принципы в проектировании остаются прежними, многие принципы абсолютно отличаются от традиционных. Во-первых, это гибкость, во-вторых, циркулярность влияет на эстетику здания в общем, потому что проектирование циркулярного здания довольно часто подразумевает повторное использование материалов. Чтобы привлечь материалы для повторного использования в свой проект, необходим гибкий подход мышления, потому что никогда нельзя предугадать какой материал ты найдешь, в каком он будет состоянии. И тогда тебе необходимо адаптировать свой проект под найденные объекты. И чаще всего, эти найденные объекты обладают своим характером. Взгляните на черные рамы в подвале – это переработанные оконные рамы, довольно много людей находят их интересными и красивыми. Окна на фасаде – новые. Мы искали необходимые элементы для фасада из старых материалов. Но тогда, пять лет назад, когда мы только разрабатывали проект, на рынке практически не было предложений на материалы для повторного использования. В то время мы были первопроходцами. Сейчас с этим легче. Sofia: Circl – это первый циркулярный объект в Нидерландах? Hans: Второй, но самый известный. Sofia: Как изменился проект после того, как вы изменили концепцию всего здания на циркулярную? Я так понимаю, строительство остановилось. Изменили ли вы объем в новом проекте? Hans: Объем остался прежним. На самом деле, первый проект был абсолютно завершен: мы подготовили рабочую документацию, согласовали ее с комиссией. И потом клиент отказался от этого проекта. Так что мы сделали все заново во второй раз. Объем был уже утвержден с градостроительной комиссией. Так что нам не разрешили возводить новый объем выше, чем он был в предыдущем проекте. Материализация несущей конструкции оказалась совершенно иной: никакого бетона, это значит, абсолютно другая атмосфера в здании. Sofia: Понимаю. Например, сейчас я воспринимаю деревянное перекрытие здания, раскрывающееся с южного угла здания, как непосредственно фасад, в бетоне все было-бы по-другому. Hans: Абсолютно по-другому. И был еще один вопрос: клиент хотел создать икону циркулярно функционирующего здания. Он хотели видеть его прозрачным и открытым для публики, привлекательным. В прошлом проекте здание было довольно интровертным, его функцией было лишь произведение впечатления на публику. Новое здание более открыто для общественности. Sofia: Более демократично. Hans: Да, это большая разница в дизайне. К примеру, эти ленты из солнечных панелей, в новом здании совершенно логично выставлять их на фасаде. Это было бы невозможно в предыдущем проекте. Sofia: Но не должны ли по технологии эти панели быть наклонены в стороны солнца под прямым углом? Hans: Это было бы лучше, но они функционируют и так. Они производят достаточно энергии для самообеспечения здания. Одна из самых серьезных проблем – это тень от высотных зданий. Так что мы покрыли площадь всей крыше солнечными панелями, максимально увеличили все площади здания под них. Я не хотел наклонять вертикальные панели по эстетическим соображениям. Sofia: Другой вопрос: использовали ли вы какие-либо аналоги для архитектуры, или весь проект основан лишь на ваших набросках? Hans: Для деревянной структуры я изучал архитектуру Шигеру Бана, он эксперт в этой теме. Но для специфических требований здания мы должны были заново изобрести всю систему и у нас это вышло благодаря тесному сотрудничеству с инженерами. В течении одной недели мы создали новый проект. У нас было очень мало времени. В то время мы обсуждали с экспертами из TU Delft что такое циркулярность, как это спроектировать. Вместе с Пи (Pi de Bruijn) мы разговаривали с некоторыми профессорами о новой стратегии, и после этого начали проектировать. Через три месяца мы получили новое разрешение на строительство. Это было как делать конкурсный проект, настолько стрессовые условия. Интересный факт: вы знаете, в Нидерландах есть комиссия по эстетике. Мы должны были согласовать дизайн с ней. Первый запрос был отклонен. Нам пришлось объяснять, почему мы изменили проект, для какой цели, и только тогда они его приняли. Новый проект был слишком необычен для них. Старый проект был более похожим на окружающие его здания, но не новый. Sofia: Они нашли этот проект странным из-за материалов? Hans: Да. Также прошлый дизайн был гораздо более скульптурным. Новый дизайн более структурный. Видите, структура балок, две горизонтальные полосы и стекло между ними. Эстетически совершенно другой подход. К нему нужно было привыкнуть. По большей части, мы были первопроходцами, не так уж много аналогов было вовлечено. Насчет вашего вопроса про цикулярность и роль архитектора в ней: я преподавал эту тему в Архитектурной академии Амстердама. Думаю, никто не касался этого до меня. С одной стороны, циркулярность не слишком меняет роль архитектора, потому что, точно так же, как и при проектировании обычного здания, архитектор должен заботиться об эстетике. Для циркулярного здания это точно так же важно, как и для обыкновенного. Другими словами, важно качество. С одной стороны, ты должен оперировать узким набором инструментов: ты не можешь использовать медь или ограниченные в природе материалы. С другой стороны, у тебя открываются новые возможности, когда ты используешь повторно используемые материалы. Я и Андреа сейчас работаем над велосипедной парковкой, и мы планируем использовать окна от старых поездов. Sofia: Это ваша инициатива? Hans: Да, эта идея привносит дополнительное качество в здание. Это возможность, которой у тебя не было бы при использовании нормальных окон. Теперь у здания будут эти характерные скругленные углы, и это сделает его особенным. Эта идея просто так не появилась бы на пустом месте. Один из наших клиентов – голландская железная дорога – и они только недавно начали перерабатывать материалы в конце жизненного цикла вагонов. До этого они просто их выбрасывали. Так что, мы зарезервировали эти окна, но мы пока не знаем, будет ли технически возможно их использование: безопасно ли это. Но если этот вопрос будет решен, все случится. Это сделает здание богаче. Повторные материалы – это всегда сюрприз, что ты найдешь. Но самое сложное в моей каждодневной практике – это работа с клиентом. И это забирает все мои силы, уговорить клиента поменять свой взгляд на повторное использование материалов. Мне кажется, это того стоит. Sofia: Вы подталкиваете своего клиента следовать устойчивой философии? Hans: Если клиент этого не хочет, ничего не поделаешь. Но если он заинтересован, я с удовольствием помогу. Сейчас я работаю над одной медицинской лабораторией, которая производит медикаменты. Заказчик же хочет быть в контексте устойчивой философии. Я уговариваю его пойти еще дальше и сделать лабораторию циркулярной. Мы предлагаем сделать деревянный пол, потому что он не выделяет углеводород. Но с гигиенической точки зрения это сложно для лаборатории, во всех этих деревянных микротрещинах могут собираться микробы. Sofia: Давайте немного вернемся к Circl. Например, бетонный подвал: как бы вы построили его сегодня, если бы делали его более устойчивым? Hans: Делать подвал – было абсолютно неверным решением, с точки зрения устойчивости. Если бы я проектировал павильон заново, подвала бы не было. Это то, как мы поступаем сейчас с велосипедной парковкой. Первое, что мы предложили – не делать подвал. При производстве бетона выделяется огромное количество углекислого газа, кроме того, это прото дорого. Мы бы сделали все над уровнем земли. И это то самое решение, которое только архитектор может принять, возвращаясь к вашему первому вопросу. Так что, переговорные кабинеты в павильоны я бы устроил на втором этаже. Важная техническая проблема сейчас заключается в том, что ты не можешь купить переработанное стекло. Производители совершенно не заинтересованы сегодня в том, чтобы рассматривать эту возможность. Технически это очень сложно. Из переработанного стекла можно произвести изоляционный материал – но тогда это будет не “recycled material”, но “downcycled material”. Для того, чтобы создать стекло, необходим очень чистый материал, никаких лишних частиц, иначе стекло выйдет очень плохого качества. Поэтому производители не используют секонд-хенд стекло. Но я уверен, что в ближайшем будущем эта проблема разрешится, и переработанное стекло появится на рынке. Другой факт, которым я был абсолютно удивлен, это то, насколько наше здание стало популярным у публики. Павильон постоянно полон людей. Переговорные всегда зарезервированы. Я не ожидал такого успеха. И это очень приятный сюрприз. Мы не думали, что циркулярность как тема станет настолько популярной. Пять лет назад мы о ней и не слышали. Но когда ты знакомишься с этой философией ближе, ты действительно думаешь: класс, это правда хорошая теория. Фотографии авторства Ossip van Duivenbode.